Расчет и проверка КБМ по базе РСА

КБМ является показателем безаварийности вождения. Его часто называют коэффициентом безаварийного вождения. Он оказывает существенное влияние на стоимость ОСАГО, может снизить ее или существенно увеличить. Потому перед оформлением автогражданки каждый водитель трепетно рассчитывает КБМ, надеясь получить скидку.

Но довольно немногие российские автолюбители знают, как рассчитывается этот важный показатель. Они теряются в нюансах расчетов, а потому нуждаются в помощи. Рассмотрим подробно, как рассчитывается столь важный коэффициент безаварийного вождения.

Алгоритм определения КБМ

Чтобы рассчитать коэффициент необходимо выяснить:

  1. КБМ, назначенный водителю в момент оформления последнего договора ОСАГО, завершившего свое действие. В учет берутся все страховки, по которым водитель входил в число тех, кто может управлять автомобилем (ОСАГО с ограничением). Также учитываются полисы, по которым он являлся собственником авто (ОСАГО открытое). Если обнаружено несколько договоров, закончившихся одновременно, учитывается максимальное КБМ (его наихудший показатель).
  2. Количество произведенных возмещений по авариям, где водитель был виновником.

После этого необходимо рассчитать актуальные показатели КБМ по специальной таблице.

Как рассчитать коэффициент бонус-малус

Все расчеты осуществляются на основе официальной таблицы, в соответствии с рядом правил. Водителям:

  • впервые заключившим договор ОСАГО назначается 3 класс, коэффициент 1,0;
  • не ставшим виновником ДТП класс понижается на 1, а коэффициент уменьшается. Начиная с 3-го класса, за год вождения без аварий КБМ понижается на 0,05. Соответственно скидка увеличивается на 5%. Так, если водитель 10 лет проездил без аварий, для него ОСАГО обойдется вдвое дешевле;
  • виновным в аварии, коэффициент увеличивается, а класс уменьшается. Это значение можно определить по колонке, соответствующей числу страховых случаев, приведших к выплате. Каким будет КБМ, зависит от количества возмещений по страховым случаям, наступившим по вине этого водителя. Самым неаккуратным водителям, которые становятся виновниками ДТП, полис обойдется дороже на 145%.

Таблица для расчета коэффициента бонус-малус (КБМ)

Следует учитывать, что к водителям, ездившим по полисам ОСАГО без ограничений (не ограничивается количество лиц, которые могут управлять автомобилем), применяются следующие правила расчета коэффициента:

  • изменится только КБМ собственника ТС в соответствии с тем, насколько аккуратно он водил машину;
  • вновь приравняется к 3 классу с коэффициентом равным 1,0, т.к. такие водители не считаются вписанными в автогражданку, а потому их прежние скидки «обнулятся».

Это теоретические правила расчетов, используемых страховщиками при оформлении ОСАГО. Однако и автовладельцы, регулярно оформляющие автогражданку должны уметь самостоятельно делать расчеты КБМ.

Как страховщики рассчитывают КБМ

Страховые компании рассчитывают коэффициент по вышеуказанной специальной таблице, на основе данных предыдущего полиса ОСАГО. Они делают это:

  • по окончанию срока действия или досрочного прекращения договора страхования;
  • если с даты завершения действия последней страховки прошло не более 12 месяцев.

Наряду с расчетами по таблице, страховщики берут в расчет следующие сведения:

  • число страховых выплат по авариям, произошедшим по вине водителя или владельца ТС;
  • КБМ, назначенный при заключении предыдущего договора страхования, закончившего свое действие;
  • КБМ водителя.

Как страховщики рассчитывают КБМ

Нюансы при расчете КБМ

Существуют определенные нюансы расчетов:

  • в ОСАГО с ограничением (ограниченным списком водителей) применяется коэффициент лица с наихудшими показателями. Но в базе АИС за каждым таким водителем закрепляется его КБМ, и худшее значение другого лица на это абсолютно не влияет;
  • коэффициент присваивается водителю, а не ТС. Потому при смене автомобиля этот показатель сохраняется;
  • повышающие коэффициенты применяются исключительно к водителям, ставшим виновниками ДТП.

Важные особенности расчета КБМ

Коэффициент опять станет равным 1,0, если водитель:

  • ездил в прошлом году по открытому ОСАГО и он не является владельцем этого ТС, т.к. фактически не вписан в полис;
  • был вписан в действующий полис, т.к. период не полный, а потому в расчеты не принимается.

Если безаварийный договор ОСАГО расторгнут досрочно, даже за минимальное количество дней до окончания, водитель и владелец ТС лишаются скидки по нему. При оформлении новой автогражданки будет применен тот же коэффициент, который использовался при оформлении досрочно расторгнутого полиса.

Но если по досрочно расторгнутому договору были страховые выплаты, они будут учтены при заключении нового договора страхования.

Если водитель ездит по поддельному полису ОСАГО, то в АИС РСА он внесен не будет. В итоге, при ДТП выплат по такому полису не будет, а КБМ будет приравнен к 1,0. Если такой документ попадет в руки правоохранительных органов, то водителю не избежать уголовной ответственности. Поэтому прежде чем приобретать фальшивое ОСАГО, следует подумать тысячу раз.

Чтобы исключить случаи обмана и случайной покупки поддельных полисов, оформлять их нужно непосредственно у страховщиков или на страницах проверенных онлайн-ресурсов.

Как сохранить КБМ, когда меняются водительские права

Важно! При смене гражданского паспорта или водительского удостоверения, об этом необходимо поставить в известность автостраховщика, оформившего договор страхования ОСАГО. Это нужно сделать, чтобы сохранить текущее значение КБМ и имеющиеся скидки. Письменно в заявлении следует попросить перенести КБМ с предыдущего документа на новое удостоверение.

Это необходимо сделать, т.к. класс и КБМ «прикреплены» к правам конкретного водителя. И если КБМ не прикреплен к новым документам, то при вводе измененных данных водителя система автоматически присвоит ему 3 класс и начальный коэффициент как новичку. А значит, будут потеряны скидки за безаварийное вождение.

Как проверить коэффициент по базе РСА

Еще совсем недавно КБМ хранились у страховщиков. При переходе в другую компанию, страхователь должен был получить соответствующую справку у прежнего автостраховщика. Это было крайне неудобно.

Теперь все изменилось. Вся база данных о коэффициентах хранится централизованно, в Российском Союзе Автостраховщиков. Эти данные открыты для водителей. Каждый автовладелец, являющийся гражданином РФ, может самостоятельно проверить значение коэффициента на официальном сайте РСА по адресу https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm в онлайн-режиме.

Это особенно важно делать перед оформлением обязательной страховки ОСАГО.

Для определения КБМ по базе РСА, следует выполнить ряд действий:

  1. Выбрать один из предложенных вариантов — какое лицо, физическое или юридическое, является собственником автотранспортного средства.
  2. Сделать выбор по ОСАГО — с ограничениями или без ограничений.
  3. Ввести личные данные водителя (ФИО, дату рождения, серию и номер удостоверения). Буквы серии должны вводиться английскими буквами.
  4. Вписать число, с которого начнет действовать новый договор или текущее.
  5. Ввести проверочный код и нажать Поиск. Если код плохо различим, его можно обновить, нажав на синюю иконку справа.

Проверка КБМ на сайте РСА

В результате выполненных действий откроется веб-страница, на которой будет написано реальное значение КБМ, имеющееся в базе РСА. Если возмещений не было, об этом будет сообщение на этой же странице. Полученные результаты можно сохранить.

Если результаты КБМ, полученные в РСА и рассчитанные по таблице совпадают, значит, все данные были переданы в срок. Для переживаний нет поводов.

Но иногда коэффициент, полученный в РСА, не совпадает с теоретическим расчетом. Это может произойти по разным причинам: страховщики (по ошибке или намеренно) не внесли данные в базу данных Российского СА, при смене водительского удостоверения, паспорта, покупке фальшивого полиса и т.д.

Какой бы ни была причина, водителю необходимо подать заявление в РСА и потребовать разъяснений. Также следует незамедлительно заняться восстановлением КБМ. Для этого нужно обратиться в РСА, страховую компанию, оформлявшую полис или брокеру, который предоставляет подобные услуги.

Используйте полученные знания, чтобы правильно рассчитывать коэффициент бонус-малус и заслуженно получать положенную скидку на стоимость ОСАГО за безаварийное вождение.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ОСАГО, КАСКО и все что с этим связано
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: